Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Лекции > Монтессори-терапия  
Как определить у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, и как помочь малышу?

Наталья Андрущенко –
кандидат медицинских наук,
дипломированный Монтессори-терапевт

Ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью неред­ко обладает несовершенной, плохо координированной моторикой и вследствие этого получает замечания от окружающих. Его чрез­мерная активность приводит к истощению ресурсов у его близких, и  иногда к непроизвольному его отвержению. Например, ребенка по­стоянно наделяют негативными характеристиками. Все это способ­ствует формированию у него вторичных, уже личностных, нарушений: низкой самооценки, не­адекватного самовосприятия, депрессии, повышенного напряжения.

В Монтессори-педагогике есть груп­па упражнений, называемых «Особые упражнения движений»: ходьба по линии, упражнения в тишине и другие. Они спо­собствуют психической релаксации ребенка и одновременно по­зволяют ему приобрести лучший уровень самовосприятия, концен­трации внимания и координации движений.

Упражнение «Ходьба по линии»

Материал: на полу или на ковре изображен эллипс, по размерам сопоставимый с площадью пола (чем больше, тем лучше); ширина линии 2-3 см. В стороне или в центре эллипса приготовлена полка (или стол с подносом), на кото­ром лежат разнообразные предметы: колокольчики, флажки, перья, стакан с водой, ленты, платки, искусственные цветы).

Упражнение развивает координацию движений, концентрацию вни­мания, наблюдательность, самовосприятие, самоконтроль.

Упражнение может выполняться с музыкальным сопровожде­нием. Терапевт идет, наступая при каждом шаге на линию; пригла­шает детей следовать за ним. Вначале дети учатся со­блюдать дистанцию. Для этого можно вытянуть руки вперед и идти так, чтобы во время ходьбы не касаться впереди идущего. Во время ходьбы по линии необходимо следить за правильной осанкой.

Существует многочисленные вариации этого упражнения:
1. Ходьба. Терапевт показывает движения при ходьбе, которые повторяются группой. Затем дети могут по очереди предлагать остальным свой способ ходьбы — на носочках, на пятках, впри­прыжку, с вытянутыми вверх руками. Группа наблюдает и повторяет движения. В конце упражнения терапевт может остановить группу и попросить каждого участника обойти круг «своим способом».

2. Ношение предмета в одной руке. Терапевт предлагает ре­бенку заранее приготовленные предметы. Ребенок пробует нести колокольчик, чтобы он не зазвенел. Или ему дают в руки стакан, наполовину наполненный водой,— нести его надо не проливая. Можно использовать маятник (привязав груз к длинному шнуру); задача ребенка — не допустить движений маятника, неся его в вытянутой руке. Или нужно нести ложку с ша­риком внутри, при этом стараясь его не выронить.

3. Ношение предметов в обеих руках. Предлага­ется нести пустой поднос, затем поднос с пустым стаканом, поднос со стаканом, на­полненном водой, с полным стаканом. Затем – под­нос, на котором стоит несколько предметов.

4. Ношение в руках конструктивного сенсорного материала: элементов розовой башни (или всей башни), башен из цветных цилиндров.

5. Упражнение можно усложнять и далее, например, предложив ребенку носить предметы на голове. В том случае, если помещение для занятий большого разме­ра, можно двигаться одновременно по двум кругам или эллипсам — внутреннему и внешнему, которые расположены доста­точно далеко друг от друга, чтобы дети могли свободно двигаться.

7. До начала ходьбы «линия» выкладывается детьми из разно­образного, в том числе природного, материала. Терапевт готовит коврики разной текстуры, подушки, корзины с мелкими камушка­ми или раковинами, пухом, шишками, тесьму, ленту.  Дети по очереди берут понравившийся им материал и строят свой участок «дороги», по которой затем предлагается всем ходить босыми но­гами. Затем можно разбиться на пары: один ребенок ведет другого, идущего по линии с закрытыми глазами.

8. В этом упражнении предлагается двигаться по заранее на­рисованному или сконструированному лабиринту. Лабиринт мо­жет быть любым, от символического изображения спиральной раковины улитки до лабиринта, выполненного из конструктивного материала (например, красных штанг).

Ошибками в этих упражнениях будут шум, падение предметов, пролитая вода.

У ребенка с дефицитом внимания может наблюдаться сложность переключения с одного вида де­ятельности на другой. M. М. Кольцова, считая «медлитель­ность» ребенка свойством его темперамента, предлагала в этом случае проводить тренинговую программу, наибольшая эффектив­ность которой может быть получена у детей дошкольного воз­раста (4-6 лет). В качестве условий успешного проведения этой программы исследователь называет:
а) доброжелательное отношение к ребенку;
б) исключение стресса, связанного с быстрым выполнением зада­ния (спешка приводит к углублению торможения и замедлению реакций);
в) четкий режим дня;
г) предложение подвижных нагрузок на хорошем эмоциональном фоне (игры).

Рекомендуемые M. М. Кольцовой игры можно предлагать во время занятий на линии:
1. Игры со сменой темпа движения (резкие переходы от мед­ленного темпа к быстрому и обратно, периодически предельные скорости движений)
1) ходьба-бег-ходьба в медленном темпе;
2) хлопать в ладоши с разной скоростью;
3) сгибать-разгибать пальцы рук вслед за взрослым с разной ско­ростью.

2. Игры с максимально быстрыми движениями. «Обмоталочки». В этой игре два водящих, они выходят в круг, остальные дети сидят на линии. Для игры готовится длинная бе­чевка (шнур) с отметкой посередине. По команде терапевта дети-водящие начинают обматывать шнур вокруг себя с разных концов. Выигрывает тот, кто быстрее дошел до середины.

3. Игры для развития внутреннего торможения:
1) «Летающая собака» — играх мячом, напоминающая игру «Съе­добное — несъедобное». Ребенок ловит мяч, если названное словосочетание может быть истинным.
2) «Все наоборот». Дети сидят в кругу или стоят на линии. Те­рапевт, заранее условившись с детьми о том, как они должны реагировать на разные его сигналы, показывает какое-то дви­жение, например, поднимает руку. В ответ на это движение дети должны, например, хлопнуть в ладоши и т. п.

«Упражнения тишины»

Цель этих упражнений — психиче­ская релаксация, одновременно внутреннее сосредоточение, само­наблюдение, самоконтроль.

Мария Монтессори считала, что эти упражнения гармонизиру­ют ребенка. Слушая тишину, ребенок сенсибилизирует слуховое вос­приятие. Выполняя упражнения, он готовится к восприятию музыки.

Упражнения выполняются в группе. Перед их началом дети сидят в кругу на стульях или — на линии эллипса из предыдущего упражнения. Помещение можно слегка затемнить.

1) Терапевт сидит вместе с детьми, ожидая их внимания. В опреде­ленный момент спокойным размеренным голосом он говорит: «Поставьте ноги на полную ступню, руки на колени. Глаза и рот закрыты». Терапевт выдерживает паузу, после этого предлагает детям открыть глаза;

2) дети ложатся на ковер, по команде терапевта закрывают глаза. После паузы терапевт шепотом произносит имена детей. Ребенок, чье имя прозвучало, открывает глаза, медленно, чтоб не допустить шума, встает и выходит из круга. После этого он может вернуться к своим занятиям или выбрать по своему желанию одно из упражнений в среде;

3) для этого упражнения, выполняемого в тишине, под тихую музыку, готовится материал в виде сухих цветов, бусин, раковин, плавающих свечей, лент и основа в виде отреза ткани (овал круг или прямоугольник со стороной около 1 м), из которого в конце упражнения будет выполнено декоративное панно. Участники круга, договариваясь взглядами или по очереди, берут понравившийся им материал и раскладывают его в произвольном порядке на основе.

Нередко с жалобами на гиперактивность ребенка обращаются родители, у которых в силу разных причин сформированы жесткие представления о «правильном» поведении ребенка, которым их дитя не соответствует. В семье, состоящей из четырех взрослых и ребенка, он считается «трудным», «неугомонным», «непослуш­ным и агрессивным», потому что, по их мнению, главное — дис­циплина и послушание. Воспитание проводится в основном в виде назиданий, порицаний и осуждения. С ребенком трех-четырех лет проводят длительные «разъяснения». Взрослые возмущены тем, что ребенок игнорирует семейные требования, однако сами игнорируют потребности ребенка в игре, эмоциональном участии.

Гиперактивность нередко маска, скрывающая нарушенное эмо­циональное состояние ребенка. Причины нарушений могут быть разными: депрессия матери, недостаточность времени для совмест­ных занятий, невнимание к ребенку, нарушения взаимоотношений между родителями или между родителями и прародителями, проживающими в одном доме.

Пример. В одном из терапевтических случаев мать жаловалась на не­усидчивость ребенка, бесцельную беготню, шалости и нежелание заниматься чем-либо «полезным». Мальчику шел второй год. Однако, как выяснилось, у него не была сформирована надежная привязанность к матери — она слишком часто отсутствовала дома. Заменяющая ее няня испытывала к ре­бенку противоречивые чувства – мальчик отличался непростым характером
и сложным поведением. Она чувствовала вину в ситуациях его непослуша­ния, а также постоянное напряжение, связанное с боязнью потерять место работы, вызвать неудовольствие матери. Няня не должна была — это было требо­вание матери — допускать излишне близкого собственного эмоционально­го отношения к ребенку и, вместе с тем, отвечала за все его провинности. Наряду с чертами гиперактивности, обращало на себя внимание пресыщен­ное, апатичное выражение лица ребенка. Его внимание характеризовалось неустойчивостью. Мальчик бесцельно брал различные предметы, крутил их в руках и тянулся к следующим.

Выбранное терапевтом упражнение с крупным сыпучим материалом надолго привлекло внимание ребенка. Работа была расположена на ков­ре светло-голубого цвета, этот фон сделал материал — темно-коричневые крупные каштаны — контрастным на нем. Мальчику было позволено са­мому принести на коврик корзинку с двумя банками — металлической, светлого зеленовато-голубого тона, наполненной каштанами и закрытой крышкой и прозрачной пустой. Банки были медленно извлечены из корзинки и, конечно же, ребенка заинтересовало, что находится в за­крытой банке. Ему было разрешено самому открыть ее. Затем терапевт показал, как можно медленно перекла­дывать каштаны в прозрачную банку, при этом у ребенка возникло желание попробовать самому выполнить то же действие. Мальчик долго занимался перекладыванием, самостоятельно при этом «открыв» для себя, что звук при опускании каштана в металлическую и в пластиковую банку различен. Следующим «открытием» было изменение звука при падении каштанов в частично наполненную банку. В конце упражнения было показано пересы­пание. Выражение лица ребенка за время выполнения упражнения изме­нилось. Он пока еще не мог достигнуть полной сосредоточенности, однако перед нами уже был не «потерянный» и одновременно «пресыщенный впе­чатлениями» ребенок, а исследователь, открывающий для себя новые явле­ния окружающего мира.
В дальнейшем мальчик стал регулярно посещать занятия. Он принял правила, существующие в Монтессори-среде, например то, что после вы­полнения упражнения материал должен быть отнесен на место.

Следующее «открытие» для него произошло во время занятия с упражнением из жизненной практики — во время колки орехов. Для этой цели предлагалось приспособление, в котором орех раскалывался, придавленный вращающим­ся винтом к толстой боковой стенке деревянного стаканчика. Прошло немало времени, прежде чем ребенок освоил вращение винта в приспособлении. Мышечной силы ребенка было недостаточно, чтобы расколоть орех, поэтому орех был заменен желудями. Мальчик, очевидно, был заинтересован теми превращениями, которые происходили с материалом в результате его действий. Его состояние, когда он увидел, что на желуде, прежде гладком, появлялась вмятина, можно было сравнить с потрясением. Вращение ручки приспособления    чередовалось с паузами, извлечением желудя из стаканчика и внимательным рассматриванием его. Когда на желуде появилась трещина, мальчик попытался расширить ее руками, шелуха раз­далась в стороны, и открылось внутреннее строение — две дольки, более светлого тона, с маленьким ростком между ними. Терапевт пододвинул к долькам одну из приготовленных заранее розеток, шелуха была сложена в другую. Ребенок самостоятельно продолжил действия с остальными желудями, внимательно рассматривая их, аккуратно складывая, рассортировал мусор и дольки желудей. В конце упражнения мусор был отнесен ребенком в мусорное ведро, а дольки упакованы для того, чтобы продемонстрировать «результат работы» няне и, главное, маме!

С этого момента занятия мальчика в Монтессори-среде отличались вни­мательным отношением к материалу. Его действия стали неторопливыми, ребенок был готов терпеливо работать для достижения результата и вместе с тем был наблюдателен и чуток к возможному появлению «чудес», «само­стоятельных открытий», которые материал предлагал в достаточном количе­стве. Постоянство терапевтической среды и правил нахождения в ней давали ему чувство уверенности и освобождали его творческую и исследователь­скую энергию. Изменения, произошедшие с мальчиком, были отмечены и дома. Ребенок стал подолгу заниматься рисованием, лепкой, внимательно относясь к материалу и перенося правила терапевтической среды на домаш­нюю среду. Его гиперактивность исчезла.

В описанном случае фоном описанных событий было формиро­вание безопасной привязанности к вторичной фигуре — терапевту. Разделение чувств, взаимность действий, особая позиция терапевта, связанная с внимательным, уважительным и полным доверия отно­шением к внутреннему потенциалу ребенка значимы для нормали­зации его поведения. Подобное отношение родителей позволяет ре­бенку найти свое место в семье и в социальной группе, предохраняет от проявлений нарушенного поведения, например, агрессивного, по­скольку часто в его основе, согласно данным клинической практики и современных экспериментальных исследований, лежит желание установления привязанности «любой ценой», желание обратить на себя внимание, утвердить свое право на установление взаимодей­ствия со значимыми окружающими людьми.

Лекция читается автором на учебном курсе "Основы педагогики Марии Монтессори" в Государственном педагогическом университете им А.И. Герцена. Санкт-Петербург



Список материалов:

  • В чем состоит разница между terrapeia и therapevo

  • Как определить у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, и как помочь малышу?

  • Если к вам в группу привели ребенка с синдромом Дауна, не отказывайте родителям

  • Вы входите в кабинет Монтессори-терапевта. Что вас там ожидает?



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru