Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Дневники > Исторические дневники с современными комментариями  
Описание раздела
Исторические дневники с современными комментариями

 

 

 

 

 

В начале ХХ века три русские женщины, увлеченные дошкольной педагогикой, сели в поезд и почти одновременно приехали в столицу Италии Рим. Они хотели своими глазами увидеть, как воспитывают детей по новоявленному в то время методу итальянского врача, психолога и педагога Марии Монтессори. Каждая из этих женщин была по-своему замечательна. Татьяна Львовна Сухотина-Толстая – любимая дочь Льва Николаевича Толстого, ученица великих русских художников В. Перова, И. Прянишникова, Н. Ге, продолжившая педагогические традиции своего отца, и предложившая уже в 1914 году маленьким ученикам Яснополянской школы упражнения с материалами М. Монтессори. Юлия Ивановна Фаусек – ученая-биолог, ученица Д. Менделеева и И. Сеченова, педагог, сочетавшая в себе великолепного практика и ученого, основоположница педагогической системы Монтессори в России. Елизавета Ивановна Тихеева – учительница начальных классов, лидер Общества содействия дошкольному воспитанию, позже профессор Петроградского педагогического института дошкольного образования, педагог-исследователь, руководитель детского сада, работавшего в Санкт-Петербурге по ее собственному методу. Они ходили по одним и тем же римским улицам, открывали двери одних и тех же Домов детей Монтессори, беседовали с наставницами и наблюдали детей. Но каждая словно надевала при этом очки разного цвета: розового, как Яснополянские рассветы, лазурного, как волны Керченской бухты Черного моря, серого, как Петроградские заводские дымы. Они, как и большинство русских людей, невольно искали в увиденном подтверждение собственных размышлений о смыслах жизни, пытались обрести опору своему положению в обществе и определить направление следующего шага. Заметим, что из всех троих только Елизавета Ивановна Тихеева была тогда профессионалом в педагогике. Каждая из этих женщин, вернувшись домой, написала по маленькой книжечке о своем путешествии к М. Монтессори. Тексты были сразу обнародованы в педагогической среде и вызвали острые споры и дискуссии. Любопытно, что точки над i в этих спорах не расставлены и по сей день. Ведь очень трудно согласиться, например, что научная теория только тогда истинна, когда может быть реально воплощена в практику. Не каждый поверит, что воспитатель для детей – не первый человек после Бога. Что без умения наблюдать, видеть проявления детских характеров, объяснять даже незначительные поступки своих воспитанников, чувствовать их эмоциональные состояния и выстраивать отношения с ними в соответствии с этими наблюдениями, – без такого умения не может состояться настоящий учитель или воспитатель. Не каждый примет, что дети обожают действовать с предметами окружающей их обстановки самостоятельно, и именно так развивают свою душу, тело и интеллект, поэтому вовсе не обязательно воспитывать их по специальной программе, предложенной даже самыми профессиональными взрослыми. И мало кто поверит, что дети могут легко и без принуждения научиться писать, читать и считать уже к шести годам, то есть, в дошкольном детстве, или, что им комфортнее учиться в разновозрастных группах и классах, поскольку это соответствует доминантам возрастного развития и гетерогенной культуре, принятой в обществе. Все это были и остаются – вопросы незаконченных научно-педагогических дискуссий.



Из дневника Татьяны Сухотиной-Толстой

… Я видела, как пятьдесят или шестьдесят малышей от двух с половиной до шести лет по одному знаку, все без исключения, замолкали и делали то, что учительница им говорила. Когда кто-то спросил Монтессори, одобряет ли она такое беспрекословное повиновение, – она ответила: «Да, сознательное послушание я допускаю»...
[весь текст]

Из дневника Елизаветы Тихеевой

…Дети сидели по трое за столом; мальчики в голубых фартуках, девочки – в розовых. Они встретили нас обычным приветствием. Мы разместились вдоль стен на заранее приготовленных стульях. Одна из монахинь стала к детям лицом и подняла продолговатый картон, на котором крупным курсивом стояло «Silenzio (тишина)».
[весь текст]

Из дневника Юлии Фаусек

… Мне разрешено было приходить к 10 часам. Я выходила через капеллу в комнату для занятий и ждала. Из сада доносились веселые голоса детей, смех и иногда гармоничный, спокойный голос Изабеллы. Ровно в десять дети на цыпочках вбегали в комнату, здоровались со мной и другими гостями, если таковые бывали, и рассаживались на стульчиках, кто куда хотел.
[весь текст]

О свободе и дисциплине

Теперь мы подошли к самой противоречивой части старинных дневников российских педагогов начала ХХ века. Речь пойдет о понимании ими свободы и дисциплины в детских садах Монтессори. Это очень важный вопрос. И не только в философском смысле, как чувствовала его Татьяна Львона Сухотина-Толстая, которая писала: «Именем свободы было сделано столько злоупотреблений, что не мудрено, что это слово иногда вызывает недоверие и страх. Для одних оно представляется пугалом, признав которое, люди подвергают свою физическую и духовную жизнь насилию и опасностям. Для других - это понятие есть синоним нарушения всякого порядка и освобождения себя от действия законов – не только мирских, человеческих – но и нравственных, религиозных». Нам необходимо разобраться в психолого-педагогических методах, которые применяются в педагогике М. Монтессори, ради установления свободной и дисциплинированной жизни детей. Вот наблюдения и рассуждения по этому поводу Елизаветы Ивановны Тихеевой.
[весь текст]

 1 |

     
Создание и поддержка сайта:
Sitescript
Яндекс.Метрика
  

© Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru