Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

Книжка Анатолия Марковича Цирульникова уже готова!
Не прошло и нескольких месяцев, как деньги на издание книжки ученого, путешественника и писателя А. М. Цирульникова «ОТ БОРИСА ДО ЮЛИИ. История детства. Детские истории» уже собрались! Мы с благодарностью поздравляем 39 ее издателей с состоявшимся проектом. Без Вашего участия эта замечательная книга так и лежала бы в ящике письменного стола Анатолия Марковича, и мало кто смог бы ее прочитать.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Тренинги > Развитие языка. Большой подвижный алфавит  
Занятие третье. Презентация и упражнения

С Большим подвижным алфавитом дети знакомятся задолго до того, как узнают, что буквы - это символы звуков. Дело в том, что выделение звука в слове происходет гораздо позже, чем ребенок начинает сопоставлять письменные знаки. Уже в 3,5 - 4 года он легко сравнивает написанную букву с буквой подвижного алфавита и может, например, раскладывать их по ячейкам.

Ребенку после 4-х с половиной лет, если он с помощью шероховатых букв выучил их названия, можно дать классическую презентацию Большого подвижного алфавита. Наставница приносит на стол три карточки с шероховатыми буквами, например, К, О, Т. Она предлагает ребенку назвать первую букву и принести такую же из Большого подвижного алфавита. Это не доставляет трудности для ребенка, так как буквы подвижного алфавита в точности совпадают по очертаниям с шероховатыми буквами на карточках. Следом на столе появляются и две остальные буквы.

Теперь наставница предлагает ребенку составить слово КОТ из трех принесенных ребенком букв. Она отчетливо произносит слово, выделяя первый звук. "Какая первая буква в этом слове?" - спрашивает наставница. Ребенок кладет перед собой букву К. Следом появляются и другие две буквы - О и Т. Теперь попробуем прочесть получившееся слово. Ребенок и наставница читают-пропевают слово вместе. При этом ребенок ведет пальчиком под каждой выложенной буквой не отрывая руки.

В заключение работы по выкладыванию слов ребенок переписывает  их в свою рабочую тетрадь или на листок бумаги. Совершенствование детей в написании письменных букв, как видим, тоже происходит с помощью подвижного алфавита. Ребенку легко взять букву в руки и ощупать ее, вспомнить направление письма и повторить действие на бумаге.

Вот как презентацию подвижного алфавита описывает Юлия Ивановна Фаусек  «Руководительница очень отчетливо произносит какое-нибудь слово, например, МАМА. Она делает ударение на звуке М, произнося его несколько раз М, М, М. Ребенок почти импульсивным движением хватает букву М и кладет его перед собой. Руководительница повторяет слог МА, протягивая звук А: М-А-А-А. Ребенок кладет рядом с М А. Руководительница произносит опять МА-МА. Второй слог ребенок составляет уже без труда. Если же он затрудняется или вместо М берет А (что иногда случается), складывая МААМ, руководительница произносит второй слог так же, как произносила первый.
Как только слово составлено, ребенку предлагают прочесть его. И тут мы видим, что это не всегда дается ему с той легкостью, с какой большей частью он составляет слово: он прочитывает его с некоторым усилием, а иногда глядит с недоумением, не узнавая собственного творения. Руководительница в этом случае помогает ребенку, прочитывая составленное слово, буква за буквой с большой отчетливостью и приглашая его повторить слово раз, два, а иногда и несколько раз. И вдруг наступает момент, когда ребенок схватывает суть дела: он начинает понимать, что поставленные рядом знаки (буквы), обозначающие произносимые руководительницей звуки, составляют слова ею продиктованные». Ю. Фаусек не знала, каким образом возникает в сознании ребенка  процесс соединения звука с выложенной буквой. Ей было ясно одно: понимание и умение являются результатом довольно длительной подготовки. Срабатывает интуиция. Но ведь интуиция не есть нечто случайное. Она представляет собой «мгновенную трату заранее накопленного, часто огромного капитала» (определение проф. И. И. Лапшина). В старых книжках по основам педологии можно найти описание «схватывания» детьми произнесенных наставницей слов. Если слово было произнесено целиком, малыш слышит только отдельные поразившие его звуки. Оказывается, дети из речи взрослых схватывают отдельные слова не по смыслу, а по звукам. Они воспринимают легче всего тон и ритм произносимых взрослыми слов. Малыши слушают человеческую речь с таким же удовольствием, как мы слушаем музыку, причем огромную роль для них играет тембр голоса говорящего. Лучше всего говорить с детьми тихим и мягким голосом.

Часто бывает, что ребенку трудно освоить при чтении слияние звуков, обозначенных соответствующими  буквами. Для этого есть очень простое упражнение. На ковре в столбик выстраиваются  буквы, обозначающие согласные. Берется любая гласная, приставляется к верхней согласной и слог прочитывается-пропевается. Если это будет гласная Я или Ю, ребенок сделает открытие, что они смягчают предыдущую согласную. Это очень важное открытие для дальнейшего освоения русской грамматики.  

Упражнение с подвижным алфавитом в группе детей

Наставница подбирает в корзинку несколько маленьких предметов или игрушек, которые начинаются с твердого согласного звука. Например, в корзинке лежат: шар, карандаш, скрепка, лупа, маска. Она приносит на ковер соответствующие буквы подвижного алфавита: Ш, К, С, Л, М . Она может раздать эти предметы детям. Затем в левый верхний угол ковра кладется одна из букв и предлагается детям найти в корзинке или у кого-то в руках предмет, название которого, начинается с этого звука. Кто-то из детей находит такой предмет и кладет рядом с буквой. Занятие продолжается. В другой раз можно поменяться ролями: наставница кладет предмет, а ребенок ищет букву. Можно подобрать предметы, в названиях которых содержатся различные гласные или просить детей услышать и выложить на ковре буквы обозначающие конечный звук слова.



Список занятий:

  • Занятие первое. Описание материала

  • Занятие второе. Определяем цели

  • Занятие третье. Презентация и упражнения

  • Занятие четвертое. Наблюдение



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru