Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Юлия Ивановна Фаусек  
Воспитание в природе (по Монтессори)

Юлия Фаусек. Отрывок из книги М.Богуславского и Д.Сорокова "Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори" М. 1994, стр. 48-51 

 

 

 

…Для лабораторного наблюдения в комнате главным условием для нас является то же требование организованной обстановки, т.е. качественный и количественный подбор объектов наблюдения.
Первое - качественный подбор - зависит от возможностей детского сада; второе - количество - должно быть ограничено, чтобы детское внимание не рассеивалось большим количеством раздражителей. Дети 3-5 лет наблюдают так, как могут наблюдать дети в этом возрасте, и в этом отношении они также должны иметь косвенную подготовку, т.е. приобрести необходимые способы и средства к наблюдению.

Монтессори не воспитывает в детях наблюдательности путем прямого указания на тот или иной объект с директивой: "Наблюдай! " Ребенок может долго пребывать окруженным самыми разными образцами природы, и не только не наблюдать, но и не замечать их, если он не привык наблюдать более простые и определенные предметы, какими являются предметы дидактического материала Монтессори. На них он вырабатывает метод наблюдения, и от его глаза не ускользают не только яркие, бросающиеся в глаза объекты, но и самые незаметные, с виду ничего не значащие явления природы.

Но следует, иногда, конечно, следует привлекать детское внимание к тому и или иному объекту, только нужно делать это с осторожностью. Руководительница в течение некоторого времени ожидает соответствующей реакции со стороны детей. Если же дети не интересуются объектами сами, она может дать легкий толчок к привлечению их внимания, даже без слов - просто тем, что будет сама смотреть на предмет.

Для старших детей (7-8 лет) в 1927-1930 гг. у нас была оборудована маленькая лаборатория для занятий с объектами неживой природы. Это была попросту полочка, на которой помещалось несколько небольших стаканчиков, две стеклянные воронки, две-три колбочки, стакан со стеклянными палочками и простыми ложечками. Тут же лежали фильтровальная бумага, разрезанная на небольшие квадратики, тряпочки, ножницы.

В закрытых баночках находились различные вещества для опытов - мелкий чистый песок, глина в порошке, смесь глины с песком, смесь мела с солью, сахарный песок и т.п. Две бутылочки - в одной уксус, в другой масло. В коробочке, тоже на полочке, лежали карточки, и на них были описаны опыты.
Например: 1) Налей в стакан воды до трех четвертей, всыпь в нее полную ложечку песку, размешай и посмотри, что выйдет.

Налей в стакан воды до трех четвертей, положи в нее две полные ложки смеси глины и песку, размешай и посмотри, что выйдет - т.д.

Таких "опытов" у нас имелось достаточное количество, и обставлены они были так, что дети, выполняя их, получали прямые эффекты. Эти упражнения были расчитаны на грамотных детей - на тех из них, которые интересовались этой стороной знаний. Опыты были описаны ясным, сжатым и точным языком, так что для грамотного ребенка читать и понимать написанное было вполне доступно.

Но оказалось, что манипуляции со стаканчиками, воронками, колбочками притягивали к себе даже еще слабо читающих детей, и они просили у нас позволения поработать в "лаборатории". Получив это позволение, дети не моложе 6,5 лет просили товарищей прочесть указания к опыту и объяснить им, как работать. Таково было наше условие - обращаться за помощью главным образом не к нам, а к старшим товарищам.

Дети с огромным удовольствием растворяли, мешали, распускали, отмывали, фильтровали и прочее. От них требовалась большая аккуратность в работе. "В химической лаборатории работают только очень аккуратные и точные люди", - сказала я им. И дети свято выполняли это правило.
Эти упражнения воспитывали в детях большую сдержанность, точность действий, терпение и внимание. Они гордились тем, что занимаются "химией". Многие из работающих схематически зарисовывали свои опыты в тетрадке, а те, кто умел писать, записывали :вои выводы, а именно: 1) Песок оседает на дно, 2) глина распускается, 3) сахар растворяется и прочее.
Были и такие, которые совсем не интересовались описанными занятиями.



Список материалов:

  • Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори

  • О внимании у маленьких (По Монтессори).

  • Воспитание в природе (по Монтессори)

  • О позиции педагога Монтессори

  • Детские жалобы. Что они означают?

  • Чтение

  • Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори)

  • Нельзя только дать ученикам материал и отойти в сторону

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть1

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

  • Интервью из нашего времени



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru