Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Юлия Ивановна Фаусек  
О позиции педагога Монтессори

« Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори»
По книге Юлия Фаусек «Педагогика Марии Монтессори» Генезис 2007


 

 

 

 

Мне хотелось бы сказать несколько слов о руководительницах в «Домах детей» в Риме и о том, что вообще требует Монтессори от настоящей руководительницы по ее системе. Я начну с последнего, а именно с того, что требуется от руководительницы, каковы должны быть ее природные качества и что дается ей работой над самой собой.

Читая книгу Монтессори, с первых же страниц в главе «Критические соображения», в тех местах, где она говорит о назначении учителя, мы чувствуем, какие с виду простые, но на самом деле глубокие и серьезные требования предъявляет она к руководительнице. Сравнивая ученого с учителем, она говорит: «Назначение учителя – наблюдать не насекомых или инфузорий, но человека. Истинный ученый, готовый на жертвы во имя своей науки из любви к ней, обладает «духом ученого». Дух же «учителя» должен заключаться в соединении «самоотверженного духа ученого с благоговейным настроением мистика». Учитель должен любить и наблюдать человека.

Монтессори требует также от руководительницы широкого образования, но одного образования, одной учености слишком мало, если руководительница не обладает «настроением мистика, горячей верой и энтузиазмом в работе». Среди ее учениц две невольно обращали на себя внимание по контрасту. Одна молодая еще англичанка, очень образованная, даже ученая, другая – испанка, лет 35, худая, изможденная, мать многочисленного семейства, жена училищного инспектора в Барселоне и сама директор большой городской школы в том же городе, получившая только среднее образование, и то в Испании. Но какая разница! Понимая прекрасно систему теоретически, первая никак не умела подобрать того ключа к детским душам, который так легко нашла Монтессори и ее лучшие помощницы, не умела остаться в тени, чего, прежде всего, требует система. «Она изучила систему прекрасно, – говорила Монтессори, – но из нее никогда не выйдет настоящая руководительница, несмотря на все ее знания, и я ни за что не поручила бы ей маленьких детей, а этой малообразованной испанке я, не задумываясь, отдала бы их сколько угодно. Знания она почерпнет в собственной душе, в самих детях, а все нужные книжки она преодолеет и теперь с легкостью, ибо в ней горит пламенный энтузиазм верующего человека».

Следовательно, руководительница должна, прежде всего, непосредственно и даже с самоотречением любить детей, не отдельных каких-нибудь детей за те или другие их качества, а детей вообще, любить просто, ясно, беспристрастно, т.е. любить не для себя, а для детей. Раз такая любовь есть, с ней непосредственно должен связываться интерес к каждому проявлению жизни каждого отдельного воспитываемого ею ребенка. Обладая этими богатствами, руководительница уже от ребенка научится, как ей совершенствоваться, чтобы выработать в себе воспитательницу.

Вступая на трудный путь воспитания маленьких детей, руководительница с самого начала должна, наблюдая за детьми, в то же время строго следить за собой, постоянно вырабатывая в себе все качества, необходимые по Монтессори для настоящей руководительницы. Прежде всего, она должна отказаться от мысли быть главным действующим лицом среди детей; она должна быть, по возможности, в стороне, она должна быть только руководительницей, но не учительницей. В методе Монтессори учительница мало преподает и много наблюдает. Главная ее задача руководить психической деятельностью и физиологическим развитием. Ее роль сводится главным образом к роли наблюдателя, но так, чтобы этого дети не замечали. А потому она должна вырабатывать в себе большую сдержанность, как в действиях, так и в разговорах: ни одного лишнего движения, ни одного лишнего слова. Она должна приходить на помощь только тем, кто в ней нуждается, и ограничиться только наблюдением за теми, кто к ней не обращается. В наблюдении же за детьми руководительница должна развивать в себе большую зоркость и большую тонкость: ко всему приглядываться, ничего не пропускать. Она должна говорить мало и тихим и спокойным голосом. Ее манеры и все ее поступки должны быть манерами и поступками воспитанного человека. Она должна быть терпеливой и уметь без малейшего признака нетерпения или раздражения выжидать до конца каждое действие со стороны ребёнка, часто очень медлительного вследствие малого возраста. Она должна кратко и авторитетно остановить поступок ребёнка, вредный для него самого и для других, и тактично одобрить робкого и сомневающегося, уметь быть ласковой с детьми, но в меру.

Искусство это с виду простое, на самом же деле не легкое. Тут нужен постоянный и неустанный труд, не только над детьми, но и над собой. Но не стоит смущаться: сначала будут ошибки, потом постепенно дети сами научат руководительницу, как ей совершенствоваться, а хорошо изученная система, вдумчивость и дидактический материал принесут ей большое облегчение…

Из работы Ю. Фаусек «Практика детского сада Монтессори»
Печатается по изданию «Детский сад Монтессори»
«Карапуз» ТЦ СФЕРА, М. 2007


…Необходимо заметить еще раз, что руководительница должна вдумчиво приглядываться ко всем детям вообще и, главное, к каждому ребенку в отдельности, чтобы, с одной стороны, не помешать его естественному, спокойному росту, с другой – прийти на помощь в нужный для этого момент. В обстановке свободной организованной работы перед руководительницей открывается, по словам Монтессори, широкая возможность, от полного невмешательства до настоящего преподавания. Кроме того, она должна и самую обстановку приспособлять так, чтобы она сама собою втягивала ребенка в работу: предметы материала должны лежать на низких открытых полках, а не в закрытых шкафах, они должны быть расставлены в привлекающем глаз ребенка порядке и всегда на определенных местах. Дети тогда быстро запоминают, где что лежит, знают, где что взять, и им не приходится тратить времени на отыскивание того или другого предмета. В отношении порядка они становятся очень аккуратными, а порядок в вещах, необходимых для работы, всегда является одним из стимулов к самой работе и гарантирует успех. Количество вещей дидактического материала должно быть строго рассчитано руководительницей, чтобы не было излишка, но чтобы не чувствовалось и недостатка. Недостаток часто мешает работе, а излишек окружает детей суетой, рассеивая внимание и утомляя нервную систему. Кроме того, руководительница должна следить за чистотой и целостью предметов, ремонтируя их постоянно. Поломанные и испорченные вещи плохо действуют на детей в воспитательном отношении: упражнение не дает результата из-за порчи того или другого предмета, что вызывает разочарование и гасит естественное и ценное стремление к повторению. Руководительница должна прислушиваться к запросам детей и отвечать на них не только словесно, но и материально.

…Те, кто думает, что система Монтессори представляет собой нечто волшебное, что стоит поставить в комнате на полочки все эти кубы, призмы, вкладки, цветные таблички, буквы и прочее, и дети сразу станут ангелами, – сильно ошибаются. Беспорядок в первое время в школе Монтессори неизбежен, и он тем длительнее, чем нетерпеливее руководительница, чем больше она старается восстановить порядок внешними средствами: увещаниями, нотациями, привлечением детей к работе. Особенно волнует и удручает этот беспорядок руководительниц неопытных, не воспитанных в духе Монтессори: они стараются водворить порядок, успокоить, занять детей и тем только портят дело, задерживая естественный ход их внутреннего упорядочения. Нужно относиться спокойно к этому детскому брожению в новой для них обстановке, потерпеть, подождать, и тогда, стоит только одному ребенку в один счастливый момент зафиксировать свое внимание на каком-нибудь предмете, можно быть уверенным, что это есть начало порядка, и мало-помалу, один за другим, дети заработают интенсивно, и в классе воцарится атмосфера труда и ясного покоя, а с ними и дисциплины…

Ожидание, что дети с первого же дня набросятся на материал, часто разочаровывает руководительницу: в большинстве случаев одни из детей не обращают на него никакого внимания, другие хватают какой-нибудь предмет, но тотчас же оставляют, бесцельно бродя по классу, третьи перескакивают с одного предмета на другой, не задерживаясь ни на чем ни на минуту, и засыпая руководительницу вопросами: «А это что?». Но после более или менее продолжительного состояния беспорядка мало-помалу наступит день, когда не останется почти ни одного вполне праздного ребенка, и даже самые пресыщенные, приводившие руководительницу в отчаяние, найдут и для своего блуждающего ума точку опоры и успокоятся на простой, ясной, доступной их слабым умам работе. Познав впервые всю сладость самостоятельной работы собственного духа и его откровений, а не пассивного восприятия навязанных извне занятий, эти дети точно перерождаются и часто становятся самыми ценными работниками.

Поместив ребенка в условия свободной организованной работы, Монтессори проникается глубоким уважением к этой маленькой личности, ко всем ее проявлениям, и на первых порах оставляет ребенка таким, каким он является в школу, ничего ему не предлагая, не предписывая, не призывая, не увещевая, откликаясь лишь на зов тех, кто сразу же обратится к ней за советом или указанием.  Но этой, пока внешней, свободе ставится граница там, где ребенок проявляет явно вредный поступок по отношению к себе или товарищам. Такие поступки останавливаются с безусловной строгостью, но тоном спокойным и без раздражения. Руководительница, с одной стороны, должна ограничиваться немногими непоколебимыми запретами, с другой – предоставлять ребенку свободу действий. Ребенок легче всего, по мнению Монтессори, усваивает различие добра и зла, если в широкой области предоставленной ему свободы есть граница, на которой он встречает, как непреложный закон, твердое: «Ты этого не должен». Ему предоставляется полная свобода собственных поступков, лишь бы эти поступки не причиняли явного ущерба ему самому или его товарищу, а также не нарушали интересов коллектива. Последнее не значит, что ребенок должен непременно, если не хочет, принимать участие в общих упражнениях. Он может действовать как ему угодно, но не нарушать порядка общей работы товарищей, а также не мешать каждому отдельному товарищу в его индивидуальных занятиях. Таких мешающих вначале всегда бывает значительное количество, со временем число их уменьшается, но все же остаются некоторые неустойчивые, отзывчивые на всякий беспорядок, еще не вышедшие из хаоса своей жизни. Они бродят от столика к столику, присаживаются на коврики, разбрасывают материал, портят работу, задевают товарищей, ссорятся, подчас и дерутся. Более устойчивые, для которых работа – привычка, и без нее для них немыслимо пребывание в детском саду, часто очень энергично протестуют, защищая свои права. Другие же, более податливые, прерывают работу и увлекаются в сторону беспорядка. То же бывает и во время коллективных занятий (пение, ходьба под музыку). Руководительница не должна принимать сразу каких-нибудь решительных шагов по отношению к этим смутьянам и, главное, не приходить в отчаяние, стараясь зорко наблюдать за их действиями, чтобы подметить вовремя в их беспорядочных действиях первые проблески устанавливающегося порядка, какую-нибудь разумную цель, чтобы воспользоваться ими вовремя и не помешать этому очень хрупкому еще стремлению к созиданию своей внутренней личности. Здесь надо учиться различать порядок от кажущегося беспорядка и лучше перетянуть весы в сторону беспорядка, чем подавить едва пробивающиеся проявления порядка. В этом и заключается трудность работы руководительницы детей по системе Монтессори. Предписываемая ей пассивность есть лишь пассивность внешняя; внутренне же на ее долю выпадает крайне напряженная активная роль. После первых дней общего беспорядка руководительница должна повести дело так, чтобы дисциплина вошла в круг ежедневных упражнений, упражнений повторных, но отнюдь не словесных наставлений со стороны руководительницы. Детей, не отвечающих на зов руководительницы в этом смысле, она не должна трогать и привлекать их, во что бы то ни стало, к тому или иному действию.

Рано или поздно они отзовутся на призыв и придут к ней добровольно. Особенно ценны в этом отношении немые свидетели, т.е. дети ничего не делающие, ни в чем не принимающие участия, внешне кажущиеся крайне ко всему равнодушными, внутренне - активно ко всему присматривающиеся и все перерабатывающие. Часто между ними бывают натуры очень застенчивые, и усиленным привлечением таких детей к активности можно помешать самопроизвольному преодолению этой застенчивости. Упражнения в дисциплине могут быть как коллективными, как, например, уроки тишины, уроки вежливости, хождение под музыку, так и индивидуальными, но все они имеют в виду, во-первых, координацию движений, во-вторых, развитие и укрепление воли ребенка. Координация движений вырабатывается во всех упражнениях системы Монтессори: как в индивидуальной работе с материалом, так и в житейских упражнениях, в хождении под музыку, в уроках тишины, и прочее. Все эти упражнения являются средствами, направляющими ту внутреннюю упорядоченность, к которой стремится каждый здоровый ребенок…



Список материалов:

  • Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори

  • О внимании у маленьких (По Монтессори).

  • Воспитание в природе (по Монтессори)

  • О позиции педагога Монтессори

  • Детские жалобы. Что они означают?

  • Чтение

  • Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори)

  • Нельзя только дать ученикам материал и отойти в сторону

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть1

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

  • Интервью из нашего времени



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru