Новости
Хрестоматия
Лекции
Тренинги
Дневники
Материалы
Видео
Фотоальбомы
Вопросы и ответы




Новости:
Самообучение детей не возможно без самообучения взрослых
Образование, хотим мы того или нет, с течением времени меняется. Смешно говорить о возвращении к старой школе и к старым методам обучения – все равно, что отрицать прогресс человеческой цивилизации и культуры. Гораздо эффективнее глубоко наблюдать современную жизнь, ориентироваться на нее и разрабатывать всё новые инструменты образования человека и смело включать их в свою ежедневную работу. Все это относится и к преподаванию монтессори-педагогики взрослым, рожденному больше века назад, но не умирающему, именно благодаря своему прогрессивному движению вперед в современном мире.

"Монтессори-клуб" о результатах монтессори-образования
Вышел в свет и отправился к подписчикам весенний номер журнала "Монтессори-клуб", посвященный результатам монтессори-образования.

В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»!
Ура! Наконец-то-наконец-то! В свободную продажу поступил наш долгожданный Коврик времени «История России»! Мы вместе с Еленой Семериковой и боевой командой издательства «Национальное образование» трудились целый год, подбирая наиболее точный и понятный детям исторический материал, создавая тексты к многочисленным картинкам и продумывая методически интерактивную часть работы с нашим Ковриком времени.

     

Хотите помочь изданию новых книг и пособий
по Монтессори-педагогике в России?

Издательство "Народная книга" приглашает Вас стать издателем: зарегистрируйтесь и издавайте книги вместе с единомышленниками! Уже более 200 человек реально помогают издавать уникальные книги по Монтессори-педагогике. Присоединяйтесь!



Об этом сайте  |  Отзывы  |  Контакты  |  Есть вопрос?
     

     
Главная > Хрестоматия > Юлия Ивановна Фаусек  
Интервью из нашего времени

Как быть, если дети во время свободной работы не подходят к материалу Монтессори? Кажется, будто их этот материал не интересует. Может ли такое быть, и как должна поступать в этом случае наставница?

Юлия Фаусек:

Интересы у разных детей различны как по качеству, так и по времени. У одних они ясно выражены, и в часы самостоятельных занятий они без колебаний принимабются за ту или иную работу. У других эти интересы скрыты, и нужно некоторое время, чтобы они выявились. Нужно уметь уловить их и дать детям материал для работы, которая бы отвечала запросам... Только то становится настоящим достоянием человека, чего он добивается сам, используя, конечно, те знания, которые ему дали другие. («Педагогика Марии Монтессори», стр. 230-231)

Кто отвечает за обучение детей: учитель или сам ребенок? Что помогает детям в выработке ответственности за свое собственное обучение?

Юлия Фаусек:

«На самостоятельных занятиях дети учатся располагать  свою работу в порядке и доводить ее до конца.  Постепенно,  у одних скорее,  у других медленнее,  вырабатывается ответственность и за свою работу,  и за материал.  Ребенок должен аккуратно убирать его на свое место. Часто мы видим, как многие дети глубоко огорчаются,  если случайно испачкают какую-нибудь карточку, попрекают товарища за небрежное отношение к материалу; с какой тщательностью относятся они к своим тетрадкам,  стараясь написать работу как можно лучше, расположить ее в красивом порядке на страничке,  украсить рисунком!  Как болеют душой,  если какая-нибудь плохая страничка портит общий вид тетрадки,  а учительница не позволяет ее вырвать!  Как не хотят продолжать работу, по их мнению, неудовлетворительно начатую, и хотят непременно переделать ее заново! Со всем этим у детей развивается строгая точность и честность  при выполнении работы, а с ними и сосредоточенность, и концентрация, и углубленность в тот предмет, с которым они работают.

  … Мне часто ставили в упрек то обстоятельство, что я разрешала детям долго работать с одним и тем же материалом, над одним и тем же вопросом; "Разве вы не боитесь, что ребенок, сосредотачивая свое внимание на одном предмете,  отстанет в  другом?" – спрашивали меня.  Но в моей работе, помимо цели приобретения детьми тех или иных навыков,  знаний,  есть еще  более важная  цель:  дать  ребенку возможность развить в себе умение работать самостоятельно,  упражнять ум и приобретать метод  в работе. 

Метод  в работе,  умение ориентироваться в материале, необходимом для каждого вида работы и у взрослого. И чем раньше приобретет он их, тем больше он успеет сделать в своей жизни.  Мы хорошо знаем,  что для выяснения какого-нибудь вопроса нельзя  прочесть всех книг,  рассматривающих его.  Нужно уметь выбрать те места,  которые непосредственно относятся к данному вопросу,  и на них фиксировать свое внимание.  А часто ученики старших классов не умеют справляться даже с оглавлением в книге.  Ребенок, работавший, например, длительно и углубленно над первой грамматической коробочкой, трактующей предмет и качество,  существительные и прилагательные,  переходя ко второй,  в которой прибавлено действие /глагол/, разбирается в ней гораздо быстрее,  останавливая свое внимание,  главным образом,  на глаголе и придумывая самостоятельно  свои  примеры.  Приступая затем  к материалу,  содержащему в себе другой вопрос,  уже не относящийся непосредственно к глаголу,  а, например, к составу предложения,  он уже умеет ориентироваться,  выбирать главное, расположить в порядке и записать то, что  ему необходимо зафиксировать.
    
В моей практике бывали случаи,  когда дети,  работая длительное время с каким-нибудь одним материалом по счету, разбирались в нем гораздо лучше, чем раньше – в материале по грамоте,  и обратно. Важен не предмет, важен метод. Самостоятельные занятия с материалом являются прекрасной школой развития  внимания.  Этому  развитию помогает материал,  с которым работают дети.
Книжка,  тетрадка,  классная доска и призыв учительницы смотреть  внимательно,  слушать  внимательно  – очень  слабые средства для достижения этой цели. (Я говорю о детях младших школьниках до 12 лет) ». («Педагогика Марии Монтессори», стр. 232)

То, что в процессе свободной работы с материалом достигается интеллектуальный рост детей – не вызывает сомнения. А происходит ли так же интенсивно их  воспитание или самовоспитание?

Юлия Фаусек:

«Благодаря тому, что дети работают каждый со своим материалом индивидуально, они выполняют одну и ту же работу по заданию учительницы,  у них рождается интерес к  работе  товарища. Двое детей сидят рядом,  и у каждого из них своя коробочка или конвертик с различным содержанием. Глаза одного невольно останавливаются на материале другого,  он присматривается, заинтересовывается и говорит:  "Когда я кончу свою работу,  я возьму твою." Часто бывает, что, проходя мимо столика товарища, ребенок задерживается на некоторое время и смотрит,  как тот работает со своим материалом. Он смотрит спокойно, в молчании, или же делает какое-нибудь замечание по  поводу  самого  материала или  выполнения работы:  "Посмотрите,  как хорошо у него выходит!" – говорит он иногда, обращаясь к учительнице. Иногда дети  заинтересованы одним и тем же материалом третьего вида (не относящегося к программе),  садятся вдвоем,  втроем и работают совместно,  советуясь и помогая друг другу. Этот интерес к работе товарища вызывает в детях взаимопомощь, и мы часто видим, как какой-нибудь ребенок обращается не к учительнице,  а к более сильному товарищу  за  объяснением  того  или  другого,  с просьбой  написать ему какое-нибудь слово или сделать рисунок, который ему не удается.
    
Ничего подобного  не  может  быть  на фронтальных уроках. Здесь каждый ребенок работает только за себя. Помочь товарищу, спросить его или посоветоваться с ним запрещается. Заглянуть в тетрадку товарища считается проступком,  и мы часто  можем  видеть, как дети отгораживаются один от другого книжкой, пеналом или прикрывают рукой страницу в тетради.  Какие истинно  социальные отношения могут возникнуть в детях при подобном положении?
    
Совершенно обратное  мы замечаем в те короткие промежутки времени, которые посвящаются самостоятельным занятиям. Видим и проявление  со  стороны  детей  самых высоких человеческих качеств,  и доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь  другому,  интерес  к работе товарищей,  уважение к более сильным, радость за успехи слабых. В акте взаимопомощи выигрывают как сильные, так и слабые дети. Сильные – тем, что учатся помогать слабым товарищам,  в них рождается желание  поднять слабого на значительную высоту. Следуя поговорке "Уча – учимся", они прочно закрепляют в себе навыки и знания. "Наука является сокровищем,  потребление которого вознаграждается. Всякий раз, когда вы обучаете вопрошающего, вы увеличиваете свои знания", – говорит великий персидский поэт и философ XII века Саади.
    
А слабые,  как  уже было сказано,   учатся относиться с уважением к работе более сильных.   У них появляется  желание подражать им.  Бывают случаи, что тот или иной слабый ребенок, работающий с более сильным,  вдруг начинает разбираться самостоятельно с тем или иным материалом, поймет вопрос, который не понял или недостаточно усвоил на фронтальном  уроке,  и  тогда его радости нет конца». («Педагогика Марии Монтессори», стр. 235).

В чем все-таки основное преимущество свободной работы с материалом по сравнению с фронтальным уроком?

Юлия Фаусек:

Класс,  в котором хорошо организованы часы самостоятельных занятий, производит на всякого стороннего наблюдателя исключительное  впечатление.  В нем царит атмосфера спокойной,  серьезной, углубленной,  радостной работы. Дети работают радостно, потому что самостоятельная работа  есть выражение их внутренней распускающейся жизни. "Приятный аромат этой радости идет навстречу тонкому, чувствительному наблюдателю, когда он входит в класс", – говорит голландский психолог  Готфруа,  наблюдавший  длительно работу  детей  в школе Монтессори в Амстердаме.  Дети работают сосредоточенно и серьезно, но часто мы видим радостные улыбки, сияющие глаза, а иногда слышим и возгласы удивления и восторга от какого-нибудь сделанного ими "открытия" или  хорошо  выполненной работы – своей или товарища. Класс производит впечатление не школьного класса,  а кабинета ученых и артистов, решающих важные вопросы науки и искусства. Учительница, уже привыкшая к подобной картине,  все же всякий раз  останавливается  в изумлении  перед подобными проявлениями роста детей.  Дети,  в свою очередь, выражают по отношению к ней знаки особого уважения, сознательной благодарности за оказанную им помощь для самостоятельной работы их интеллекта.
    
Часто шумные или плохие работники вообще становятся неузнаваемыми в часы самостоятельных занятий.  Они усердно работают,  не  отрываясь  и ничем не отвлекаясь,  досадуя на звонок. Учительница, раз испробовавшая всю прелесть самостоятельных занятий,  никогда от них не откажется.
(«Педагогика Марии Монтессори», стр. 238).

Как влияет на маленьких детей частая перемена жизненной ситуации – коллективная экскурсия, поход в театр, переход из одной учебной группы в другую, замена тех или иных привычных занятий?

Юлия Фаусек:

 "С 1 года,  –  говорит Монтессори, – для ребенка наступает период чувствительности к существующему порядку вещей во внешнем мире (сенситивный период)".  И действительно, мы постоянно видим, как плачет маленький ребенок, когда внесен беспорядок в его игрушки, когда он видит незнакомые лица, когда вещи разложены не так,  как обычно.  Он старается выбраться из  хаоса  и сохранить то, что он с трудом завоевывал опытным путем. Когда у него появляются силы и возможности  самому  выбираться из этого хаоса, он стремится перестраивать и устанавливать свой порядок вещей. В умственном отношении маленькому ребенку  нужен также внутренний порядок.  Ничего нельзя менять в рассказах,  которые он любит, –  ни в содержании,  ни  в  форме. Повторяющиеся  события и фразы,  которые взрослый находит напрасными,  придают рассказу простоту и точность, являющиеся для ума ребенка элементами порядка и постоянства. "В настоящее время порядок занимает главное место в успехе воспитания",  –  говорит Монтессори.  ("Ребенок за работой", доклад Монтессори в Париже, 1937 год). Она требует, чтобы каждый  предмет в классе имел бы не только свое место,  но и свое расположение.  Это облегчает отношения между детьми и  создает внутренний порядок в работе, который достигается не установкой различия между предметами,  но различием между отношениями одного предмета к другому. Тот же порядок в вещах должен существовать у детей не только в школе, но и дома. Даже в самой тесной  обстановке в одной комнате можно устроить ребенку уголок. Если взрослые держат свои вещи в порядке, то и дети будут соблюдать  порядок.  Если же в обстановке взрослых царит беспорядок,  то и у детей  то же самое. Это истина, не требующая доказательств.
    
Маленькие дети не любят нарушения порядка в окружающей их среде. На них угнетающим образом действует всякая перестановка вещей, всякая перемена места. "Я помню из своего детства, – говорит Монтессори, – тяжелое чувство,  которое я испытывала от частых случайных переселений,  когда  приходилось  перетаскивать  свои вещи на другое место. Я вспоминаю неудовольствие при виде нового класса, плохое самочувствие от знакомства с новыми соседями, сожаления об утерянном училище, где было так хорошо".
    
Старшего ребенка,  лет десяти-двенадцати,  привлекает новизна как материальная, так и умственная. Им нравятся перемены места,  далекие прогулки, путешествия, летнее пребывание в деревне или на даче, посещение дома товарищей. Но и здесь вреден избыток.  Частые переезды  с  места  на место утомляют ребенка и физически и умственно. Он не успевает привыкнуть и обжиться на одном месте, как ему приходится переноситься в другое, перестраиваться в новый лад. Частые хождения в гости,  шумные и многолюдные праздники, таскание  детей по елкам на рождественских праздниках,  многочисленные посещения театра и в особенности кино, –  все это возбуждает  и переутомляет детскую нервную систему,  нарушает душевное равновесие, делает ребенка раздражительным и капризным. И взрослые жалуются на его непослушание,  грубые ответы, отрицательное ко всему отношение». («Педагогика Марии Монтессори», стр. 280).



Список материалов:

  • Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори

  • О внимании у маленьких (По Монтессори).

  • Воспитание в природе (по Монтессори)

  • О позиции педагога Монтессори

  • Детские жалобы. Что они означают?

  • Чтение

  • Развитие интеллекта у маленьких детей (по Монтессори)

  • Нельзя только дать ученикам материал и отойти в сторону

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть1

  • Рисование по методу М. Монтессори. Часть 2

  • Интервью из нашего времени



  • Форма обратной связи:
    Ваше имя:*

    Ваш телефон:

    Ваш e-mail:*
    Ваш вопрос или комментарий:*
         
    Создание и поддержка сайта:
    Sitescript
    Яндекс.Метрика
      

    © Elena Hiltunen, Mariamontessori.ru