Наставница вынимает из коробки и кладет перед ребенком три любые буквы (последовательность не очень важна) и показывает, как двумя пальцами (средним и указательным) или одним (указательным) обводят букву, будто пишут ее. В конце обводки наставница называет букву вслух. Ребенок повторяет движение и тоже называет букву. Вслед за наставницей малыш обводит две остальные шероховатые буквы.

Через несколько дней наставница проведет трехступенчатый урок с изученными письменными знаками. При этом ребенок повторит движение пальцев и всей руки не только, обводя шершавую букву, но и в воздухе. Тогда ее очертания лучше отпечатаются в его сознании. Водя пальцем по шершавой букве, малыш руководствуется шероховатостью песчаной бумаги. Он точно следует контуру буквы, а если сбивается, пальчик ощущает гладкую поверхность фона. Ошибка замечена! Таким образом, контроль содержится в самом материале и не требует вмешательства взрослого. Все происходит без лишних разговоров. Наставница говорит только «Это О, это А» и больше ничего. При этом она показывает лишь направления движения пальчика по шершавой букве. Ребенок видит букву и ощупывает ее. Возникают три ощущения: зрительное, тактильное и слуховое. Они-то и помогают ребенку освоить символьное изображение звуков.

Описание работы с шершавыми буквами по книге Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».
«Дидактический материал: карты, на которых наклеены отдельные буквы алфавита из наждачной бумаги; большие карты, заключающие в себе группы этих букв. Материал состоит из букв алфавита, вырезанных из наждачной бумаги и наклеенных на таблички, по размерам соответствующие букве; эти таблички делаются из картона, покрытого гладкой зеленой бумагой; наждачная же бумага берется светло-серого цвета, или же таблички делаются из светлого дерева, а наждачная бумага берется черная. На аналогичных картонных или деревянных табличках располагаем группы букв такой же величины, причем группировки соответствуют контрасту или аналогии формы. Буквы должны иметь рукописную каллиграфическую форму, с намеком на оттенки. Буквы написаны прямым почерком.

Упражнения. Изучение букв алфавита мы начинаем с гласных и переходим к согласным, произнося их звук, но не название; мы немедленно соединяем его с одним из гласных звуков, повторяя слог по обычному фонетическому методу. Обучение происходит согласно описанным трем периодам: Ассоциация зрительного и мускульно-тактильного ощущения со звуком. Наставница показывает ребенку две зеленых карточки или две белых , смотря по тому, какие у нее имеются. Положим, мы показываем буквы И и О, говоря: «Это - И, это – О.» То же самое относится и ко всем остальным буквам. Как только произнесен звук, соответствующий букве, мы заставляем ребенка обводить ее пальцем; если нужно, наставница сама обводит ее указательным пальчиком правой руки ребенка. по наждачной бумаге в направлении письма. «Уметь ощупывать» – это значит знать направление, в котором надлежит вести данный графический знак. Ребенок быстро выучивается, и палец его, уже привыкший к упражнениям в тактильном чувстве, руководится шероховатостью наждачной бумаги, в точности следуя контурам буквы. Он без конца может повторять движения, необходимые для писания букв, не опасаясь ошибки, к которым так чувствителен ребенок, в первый раз приступающий к письму. Если он собьется в сторону, то гладкая поверхность карточки тотчас же укажет его ошибку. Хорошо научившись ощупывать буквы, дети с удовольствием повторяют эти упражнения с закрытыми глазами: наждачный слой заставляет их обводить букву, которую они не видят глазами. Таким образом, восприятие здесь устанавливается прямым мускульно-тактильным ощущением буквы. Теперь рукой ребенка в этих движениях руководит уже не зрительный образ буквы, но и тактильное чувство, и движения эти прочно закрепляются в мускульной памяти. Значит, когда наставница показывает ребенку букву и предлагает ему ощупать ее, у него одновременно возникают три ощущения: зрительное, тактильное и мускульное. Благодаря этому образ графического знака закрепляется в гораздо меньший срок, чем это возможно при обыкновенном методе преподавания, когда ребенок руководствуется только зрительным образом буквы. Оказывается, что у совсем маленького ребенка мускульная память очень цепка и наиболее возбудима. И в самом деле, ребенок порою узнает буквы, ощупывая их, и не узнает их, глядя на них. Кроме того, эти образы одновременно ассоциируются со слуховым образом буквы».
Игра «Узнай букву»
Материал Розовые и голубые картонные таблички (дощечки), с наклеенными на них, шершавыми письменными буквами. Платок для завязывания глаз.
Описание игры Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает или завязывает глаза. Он ощупывает шершавые буквы на табличках и пытается угадать, каким звукам они соответствуют. Контроль осуществляет учитель или кто-нибудь из детей.
 Обычно дети с большим удовольствием ощупывают буквы и называют их. Как обычно, для лучшей чувствительности они могут согреть пальцы в теплой воде или потереть щеточкой. Надо помнить, что узнавание шершавых букв не первое и не основное упражнение с этим материалом, но немаловажное в ходе подготовки ребенка к письму.
Это упражнение было так же подробно описано Юлией Ивановной Фаусек в книжке «Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори» Изд. "Время" 1922 год.
Еще два этапа обучения письму по книге М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики».
«Восприятие. Ребенок должен уметь сравнивать и узнавать фигуры, когда слышит звуки, соответствующие им. Наставница просит ребенка: «Дай мне [О], дай мне [ И]». Если ребенок не узнает буквы при взгляде на нее, она предлагает ему ощупать букву, обвести ее пальцами. Если он ее и в этом случае не узнает, урок откладывается до другого дня. (Я уже говорила, насколько необходимо не обнаруживать ошибок и не настаивать, если ребенок сразу не отвечает правильно на вопрос). Речь. Подержав букву некоторое время на столе перед ребенком, наставница спрашивает его: «Что это такое?», и ребенок должен ответить: «Это [О],[ И]». Обучая согласным, наставница произносит только звук и, сделав это, тот час же соединяет его с гласной, произнося полученный таким образом слог и перемежая это упражнение произнесением различных гласных; надо подчеркивать согласный звук, произнося его особо: т, т, т, та, ти, те, т, т, Повторяя звук, ребенок должен произносить согласную отдельно и затем в сочетании с гласной. Нет необходимости знакомить со всеми гласными прежде, чем перейти к согласным; зная одну согласную, ребенок может приступить к составлению слов. Впрочем, эти детали предоставляются усмотрению воспитательницы.
Я не считаю нужным следовать специальному правилу при ознакомлении детей с согласными звуками. Весьма часто любознательность ребенка заставляет нас знакомить его с той согласной, к которой он обнаружил интерес; чье-нибудь имя может пробудить в нем желание узнать, из каких согласных оно составляется, и это желание, охота ребенка, являются гораздо более действенным средством обучения, чем какие бы то ни было правила постепенности в изучении букв. Произнося звуки согласных, ребенок, видимо, испытывает удовольствие. Для него этот ряд звуков, столь разнообразных и столь отчетливых, представляет большую новизну, новизну загадки. Все окутано какой-то тайной, разжигающей любопытство…»
|